Воспоминания о Великой Отечественной войне генерал-полковника Бызова Бориса Ефимовича, начальника Военно-топографического управления Генерального штаба Вооруженных Сил СССР – начальника Топографической службы Вооруженных Сил СССР

В годы Великой Отечественной войны большинство её участников были молодыми людьми в возрасте 18-25 лет. Мне тогда было 20 лет, как я был призван в армию и стал проходить службу рядовым 261-го отдельного стрелкового батальона 24-го стрелкового корпуса БВО. После годичного срока службы в 1940 году я поступил в Ленинградское военно-топографическое училище и после его окончания посвятил всю свою сознательную жизнь служению Родине в рядах военных топографов.

В годы войны каждый из нас выполнял свой воинский долг в соответствии со своей профессией и предназначением. 22 июня 1941 года война застала меня в Белоруссии, когда с другими курсантами ЛВТУ я возвращался из Бреста, где мы были задействованы на строительстве аэродрома, в Минск. Уже в Минске мы пережили сильные бомбёжки вражеской немецкой авиации, но к счастью остались живы и выехали в Ленинград, а затем в Абалково Горьковской области, где в июне 1942 года закончил полный курс обучения училища и в звании «лейтенант» был направлен на Закавказский фронт (Северная группа войск) в 11-й военно-топографический отряд.
По пути следования к месту назначения, я, лейтенанты Петин Н.Ф. и Бабушкин А.Ф., в порту Астрахани мы подверглись сильной бомбёжке немецкой авиации, находясь в маленьких баркасах, которые должны были доставить военнослужащих на торговое судно, стоящее на рейде. Нам вновь повезло, наш баркас не задели летевшие бомбы. На теплоходе через сутки мы прибыли в город Баку в 11-й ВТО, которым командовал бравый молодой майор Савран А.А.
Отряд выполнял неотложное оперативное специальное задание в прифронтовой полосе по обновлению сильно устаревших топографических карт масштаба 1:50 000, изд. 1919 года, на территорию Дагестана и Чечни. Учитывая сложную военную обстановку и наличие на территории Чечни действовавших бандформирований, вооружённых немецкими автоматами, командование отряда свело нас в группы в составе трёх офицеров и 17 солдат каждая.
Из штатного оружия у нас были винтовки и револьверы, а также небольшой боевой запас патронов. Навьючив на лошадей палатки, продовольствие и инструменты, мы вышли по заданному маршруту из районного центра Мехельта через Андийский хребет и далее по Чечне до города Ведено.
Поскольку на выходе на перевал мы были обстреляны из автоматов, надо было сразу же организовать и выслать разведгруппу, в которую вошёл я и пять солдат.
Продвигаясь по маршруту, мы одновременно выполняли специальное задание по уточнению карты и на четвертые сутки прибыли в Ведено, где нас ожидал на автомобиле начальник отделения ст. лейтенант Лавров Н.П. Продвигаясь по маршруту, мы не раз отражали ночные налёты бандитов, располагаясь на ночь на высотках. Днём на нас не нападали, население к нам относилось лояльно.
Исправленная информация на карте срочно доставлялась в штаб отряда и далее на Тбилисскую фабрику, а затем доводилось до войск. Личный состав 11-го ВТО с честью справился с поставленной задачей и затем был передислоцирован на плато Устюрт Туркменской ССР для создания (съёмки) карты масштаба 1:200 000 в приграничной тыловой полосе Сталинградского фронта.
В сложных физико-географических условиях и бездорожья геодезической основы, отсутствия колодцев с пресной водой, отделение отряда на верблюдах в течение 2-х месяцев выполнили это задание. Я вёл съёмку на участке длиной около 150 км. и шириной 10 км.
По завершении этого задания весной 1943 года отряду поставили новую задачу выполнить съёмку карты местности 1:100 000 на высокогорные районы Киргизии на границе с Китаем. После выполнения этого задания отряд получил новую задачу по созданию карты масштаба 1:100 000 на северную часть Ирана, где находилась группировка советских войск. Я выполнил задание на хребте Эльбрус, а затем в субтропической Прикаспийской зоне в провинции Мазандаран.
В результате физического перенапряжения и смены высокогорного района на Прикаспийскую низменность, у меня началось кровотечение легких и брюшной тиф. Отряд осенью 1944 года убыл в Туркмению, а я остался на излечении в госпитале и только в конце 1944 года смог убыть на Родину. За достойное выполнение специальных работ в ходе войны в апреле 1945 года Президиум Верховного Совета СССР наградил ряд офицеров и генералов ВТС орденами и медалями. В числе награждённых орденом Красной Звезды и медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» был награждён и я.
Получив хорошую закалку в годы Великой Отечественной войны, мне выпала честь служить в штабах объединений ГСВГ, а затем и ВТУ ГШ в должности старшего офицера, начальника отдела, заместителя начальника и начальника ВТУ ГШ ВС СССР.

Генерал-полковник Бызов Борис Ефимович

Бызов Борис Ефимович – государственный и военный деятель, генерал-полковник (27.2.1983), начальник Военно-топографического управления Генерального штаба Вооружённых Сил СССР – начальник Военно-топографической службы ВС СССР, лауреат Государственной премии СССР.

  

Советский военачальник - генерал-полковник Бызов Борис Ефимович родился 15 сентября 1920 года в большой рабочей семье в селе Братское Велико-Устюгского района Вологодской области. Его отец, Ефим Филиппович, был сезонным рабочим и плавал на пароходах по рекам Сухона, Юг и Северная Двина, со временем был определен в лоцманы. Мать, Клавдия Павловна, — крестьянка, с 1934 года работала в затоне Кузино Великого Устюга. После 7 классов неполной средней школы Бызов Б.Е. поступил Велико-Устюгский речной техникум на гидротехническое отделение.


Велико-Устюгский речной техникум (сейчас – училище)

Обучение в техникуме закончил в 1939 году по специальности «изыскатель», работал на реках Волхов и Мста. Каждое лето, еще учась в техникуме, служил матросом на земснарядах, трудился в изыскательских партиях на реках Северная Двина и Пинега. Это позволило приобрести хорошую трудовую закалку, столь необходимую для предстоящей службы в армии.
1 октября 1939 года с должности техника-изыскателя Новгородского технического участка Северо-Западного пути Борис Бызов был призван в армию Велико-Устюговским ГВК курсантом школы младших командиров 261-го отдельного сапёрного батальона 324-го корпуса БВО (г. Бобруйск). В августе 1940 года выпускники учебной роты были распределены по ротам батальона в качестве младших командиров. Сержантам со средним образованием было предложено поступать в военные училища. Сержанту Бызову нравилось в армии и 1 сентября 1940 года он поступил в Ленинградское военно-топографическое училище. В училище он учился с желанием, легко, на отлично и хорошо.

 

Ленинградское военно-топографическое училище Курсант 1-го курса ЛВТУ Бызов Б.Е., 1940 год

В марте 1941-го года группы курсантов второго и частично первого курсов Училища были сняты с учёбы и направлены в БВО на топогеодезические работы для строительства аэродромов.

19 июня, когда курсанты завершили работы, их вывезли в Брест и отправили поездом в Ленинград. В ночь на 21 июня они были под Минском, а утром 22-го Минск уже бомбили немцы.
Окончив ЛВТУ с отличием, лейтенант Бызов Б.Е. 30 июля 1942 года был назначен топографом 2-го разряда 11-го Топографического отряда (ТО) Закавказского фронта, а затем 31 мая 1944 года – топографом 1-го разряда этого же отряда.
Бызов Б.Е. является участником Великой Отечественной войны. Находясь в составе Северо-Кавказского фронта с 30 июля по 17 октября 1942 года, он выполнял топографические работы в составе 11-го ТО в интересах войск, в том числе занимался обновлением сильно устаревших (издания 1919 г.) топографических карт масштаба 1:50 000 в прифронтовой полосе на территории Чечни и Дагестана, в районе Гудермеса, Грозного, Ведено и Ботлиха. В горных районах хозяйничали чеченские бандиты, действовавшие на стороне немцев и получавшие от них оружие. Нередко на маршрутах и перевалах военные топографы проводили рекогносцировку местности под автоматными обстрелами бандитов. Подготовленные отрядом данные самолётами отправляли в штаб фронта, где печатались и рассылались в войска обновлённые карты. С октября 1942 года 11-й ТО начал производить съёмку топографической карты масштаба 1:200 000 на плато Устюрт в восточной части Прикаспия. Устюрт – это суровая пустынная местность, колодцы с горько-солёной водой, разбросанные в 100-150 километрах один от другого. Машины застревали в песках и солёных такырах. Выручали верблюды, не требовавшие ни воды, ни бензина. Сами топографы, грязные и потные, ночевали в палатках, в спальных мешках. В конце декабря выпал снег, растопив который, наполняли бурдюки, поили верблюдов и, наконец, могли помыться сами топографы. Лейтенанту Бызову Б.Е. пришлось выполнять съёмку в районе залива Кара-Богаз-Гол, а затем в высокогорье Тянь-Шаня, вдоль границы с Китаем. Работа в горах требует от людей неимоверных волевых и физических усилий, хорошей горной (альпинистской) подготовки и упорных длительных тренировок, а военные топографы вынуждены были сразу приступить к полевым топогеодезическим работам без подобной подготовки. В Тянь-Шане, как и каждый офицер отряда, Бызов получил задание по привязке и дешифрированию аэрофотоснимков на площади 800 – 1000 кв. километров, кроме этого было необходимо набрать определённое количество высотных точек на вершинах гор, для последующей рисовки рельефа. Это 20-25 восхождений на горы высотой от 3 до 5 тысяч метров и столько же спусков с них. Задание 1943 года отрядом было выполнено.
В августе 1943 года старший лейтенант Бызов встретил свою судьбу – Валентину Михайловну, которая работала связисткой на правительственной проводной линии связи Фрунзе – Орш, ставшей ему боевой подругой в течение 65 лет.

С начала 1944 года в составе 11-го Топографического отряда участвовал в создании карт на северную часть Ирана. Это было специальное задание, связанное с переброской войск. На Иран крупномасштабных карт (1:100 000 и 1:50 000) в Генеральном штабе РККА не было. Четыре Топографических отряда в жёстко установленные сроки должны были провести необходимые геодезические и топографические работы.
Бызову Б.Е. досталась трапеция 1:100 000 масштаба на хребте Эльбрус возле кратера Демавенд – вершины этого хребта и в пустыне Деште-Ковир. Здесь, через хребет, проходила единственная железная дорога из Прикаспийской низменности к Тегерану. Он на месяц раньше срока завершил свою работу и часть задания за другого офицера.

  
Лейтенант Бызов Б.Е., Иран 1944 г. С начальником отделения капитаном Спириным К.А.

В результате физического перенапряжения, сказались высокогорные перегрузки, а также работа в знойной пустыне, а затем в субтропической провинции Мазандаран, Бызов Б.Е. тяжело заболел, четыре месяца пролежал в госпитале и только в январе 1945 года вернулся на Родину. За достойное выполнение специальных работ в ходе войны в апреле 1945 года он был награждён орденом Красной Звезды, а затем медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Закаленный во время полевых топогеодезических работ в различных климатических условиях, он показал высокую работоспособность, был энергичным, инициативным и ответственным офицером, обладал высокими нравственными и душевными качествами.
21 ноября 1945 года старший лейтенант Бызов Б.Е. назначается картографом 1-го разряда Киевской картографической части КВО, 7 июля 1946 года – картографом 1-го разряда Киевской Военно-картографической фабрики КВО, а 31 октября 1948 года – инженером отделения составления мелкомасштабных карт этой же картографической фабрики.

 
Старший лейтенант Бызов Б.Е., 1947 год Майор Бызов Б.Е., слушатель ВИА, 1954 год

16 сентября 1950 года в возрасте 30 лет капитан Бызов Б.Е. становится слушателем Геодезического факультета Военно-инженерной академии имени В.В.Куйбышева.


Здание бывшей ВИА имени В.В.Куйбышева

28 апреля 1956 года, с отличием окончив академию, майор Бызов Б.Е. получил назначение на должность начальника топографического отделения – начальника Топографической службы 4-й Гвардейской механизированной армии ГСВГ, а затем 20 апреля 1957 года – на должность начальника Топографической службы 20-й Гвардейской армии ГСВГ. Бывшая 4-я Гвардейская механизированная армия со штабом в Эберсвальде имела особую задачу на период «Ч» - блокирование и нейтрализацию Западного Берлина. Её поставили после восстания в июне 1953 года в Восточном Берлине. Объём работы у начальника ТС этой развёрнутой общевойсковой армии был велик. В армию входило порядка пяти дивизий, каждая из которых состояла из 5 полков: 3-х механизированных, танкового, артиллерийского полка, разведывательного и инженерно-сапёрного батальонов, медсанбата, реактивного дивизиона, дивизиона ПВО и других подразделений. Каждый командир, штабы полков и батальонов, а желательно и командиры рот, должны были иметь свои комплекты топографических карт на ведение боевых действий – в обороне, а при переходе в наступление - ещё и на территорию противника.

 
С офицерами и солдатами 20-й гв. А у макета местности на г.Штарен Магдебургского полигона. Пятый слева подполковник Бызов Б.Е., начальник ТС 5-й гв. А, 1958 год

Отдельно составлялись карты по нейтрализации Западного Берлина и блокированию направления возможного прорыва к нему американцев. Кроме комплектов карт, ТС приходилось изготавливать макеты местности. Так, осенью 1956 года, командующий 20-й Армии генерал-лейтенант В.Ф.Чиж докладывал заместителю министра обороны СССР маршалу К.К.Рокоссовскому и главкому ГСВГ генералу А.А.Гречко о действиях своих дивизий по сигналу «Ч». Демонстрация проводилась на макете Западного Берлина, который за одни сутки в ящике с песком 10х10 метров «построили» Бызов со своими топографами. Макет в точности, до деталей повторял западную часть германской столицы: улицы, каналы, дома, предприятия, железную дорогу и трамвайные линии, станции метро.

Служба в ГСВГ для подполковника Бызова Б.Е. явилась отличной армейской и штабной школой.


30 декабря 1960 года подполковник Бызов Б.Е. переводится в Военно-топографическое управление ГШ ВС СССР и назначается старшим офицером отделения топографической подготовки войск и специалистов ВТС, 3 мая 1962 года – старшим офицером отделения боевой подготовки Управления. С ноября 1966 года по 3 января 1967 года он обучался на Высших академических курсах руководящего состава ВТС при ВИА имени В.В.Куйбышева, без исключения из списков Управления, окончив их с оценкой «отлично».
Через шесть лет, получив немалый опыт службы в Генеральном штабе, 10 января 1967 года Бызов Б.Е. был назначен начальником топографического отдела штаба – начальником топографической службы ГСВГ, а 4 октября 1967 года ему присваивается воинское звание полковник.

 
Бывшее здание Штаба ГСВГ в Вюнсдорфе

Среди многих дел того периода Топографической службе Б. Е. Бызова пришлось изготавливать и рельефные карты. Так, в 1969-м году по просьбе главкома ГСВГ генерала В.Г. Куликова срочно, в течение 20 суток, была изготовлена большая (4х2,5 метра) настенная рельефная карта - «двухсотка» территории обеих Германий. На ней были выделены крупные водные преграды и горные массивы, все полигоны ГСВГ и НАТО, места дислокации соединений и объединений на ТВД, в дальнейшем уточняемые каждые сутки по данным разведки. Для её изготовления трудиться пришлось в три смены всей Топографической службе Группы. Через 10 дней по этой карте с нанесенной оперативной обстановкой и дислокацией войск на ТВД главком докладывал министру обороны Маршалу Советского Союза А.А. Гречко.

Добросовестная, инициативная и творческая служба полковника Бызова Б.Е в указанной должности получила высокую оценку у главкома Группы войск генерала армии Куликова В.Г.

13 февраля 1970 года полковник Бызов Б.Е. назначается начальником 6-го (боевой подготовки и кадров) отдела ВТУ ГШ, а 23 декабря 1970 года – заместителем начальника ВТУ ГШ по боевой подготовке и научно-исследовательской работе. Воинское звание генерал-майор технических войск ему было присвоено 3 ноября 1972 года.

Генерал-майор Бызов Б.Е., зам. начальника ВТУ ГШ, 1972 год

24 апреля 1974 года генерал-майор т/в Бызов Б.Е. становится начальником Военно-топографического управления ГШ – начальником Военно-топографической службы ВС СССР, а 15 декабря 1984 года – начальником ВТУ ГШ – начальником Топографической службы ВС СССР, которыми уверенно руководит более 15 лет. Его непосредственными начальниками в это время были маршалы Советского Союза Куликов В.Г., Огарков Н.В., Ахромеев С.Ф. и генерал армии Моисеев М.А. Организацию надёжного картографического обеспечения систем навигации крылатых ракет, РВСН, ВВС, ВМФ и Дальней авиации – Генерал-полковник Бызов Б.Е. считал главным итогом своего полувекового служения стране и народу.

Воинское звание генерал-лейтенант технических войск Бызову Б.Е. было присвоено 28 апреля 1975 года. Генерал Бызов Б.Е. многократно возглавляет комиссии ВТУ ГШ по ежегодным проверкам топографических частей Военно-топографической службы ВС СССР военных округов и групп войск, а также на выпусках слушателей Геодезического факультета Военно-инженерной академии имени В.В.Куйбышева и курсантов Ленинградского высшего военно-топографического командного училища.

На проверке в 1975 году 19-го ТГО ОдВО г. Запорожье (г/л-т Бызов Б.Е., п-ки Псарёв А.А., Зареченский К.И., Сухов К.Х. и Приходько М.А.)

Проверка качества работы на гиротеодолите в 19-м ТГО ОдВО


На выпуске в ЛВВТКУ (п-к Литвиненко В.П., г/л-т Николаев А.С., п-к Мазикин В.И., г/м-р Баранов В.Д., г/л-т Бызов Б.Е), 1977 год
 
1978 г., после награждения в Президиуме Верховного Совета СССР (в 1-м ряду слева направо: пятая – нар. артистка СССР Гоголева Е.Н, зам. председателя ПВС СССР Кузнцов В.В.; во 2-м ряду справа: нар. артист СССР Тихонов В.В, г/л-т Бызов Б.Е., г/л-т Кожедуб И.Н.; в 3-м ряду справа - нар. артист СССР Яковлев Ю.В. Генерал-лейтенант Бызов Б.Е. был награждён орденом Октябрьской Революции.

35 лет Победы в ВОВ (Большаков В.Д., г/л-т Бызов Б.Е., г/м-р Шилов В.В., г/л-т Николаев А.С.), 1980 г. в ЦДСА


С генералом армии Третьяком И.М., главкомом войск Восточного направления, при посещении 6-го АФТО ЗабВО г. Иркутске в 1985 году (встречает командир отряда полковник Сорокин О.К., крайний справа полковник Дроголев Г.А., НТС округа)

На проверке в 47-м УТО в 1983 году (2-й слева начальник штаба отряда м-р Голованёв Ю.П., 4-й слева п-к Слепов В.В,, г/л-т Бызов Б.Е., командир отряда п/п-к Востриков В.П., г/м-р Щеглаков А.З.)

Встреча с ветеранами ВТУ ГШ - участниками ВОВ, 1983 г. (1-й ряд слева направо: Петров А.М., Минеев Н.Н., Псарёв А.А., Максимов И.И., Герасимов Ф.Я., Кудрявцев М.К., Бызов Б.Е., Щеглаков А.З., Михайлов Д.А., Куликов И.М., Шилв В.В., Кошняков Н.А.)


1-й ряд слева направо: Воронков Н.Н., Минеев Н.Н., Псарёв А.А., Максимов И.И., Герасимов Ф.Я., Кудрявцев М.К., Бызов Б.Е., Щеглаков А.З., Михайлов Д.А., Куликов И.М., Шилов В.В., Кошняков Н.А.; 2-й ряд: Дорохов А.А., Кузин В.Г.Ковригин Н.П., Гришин Н.А., Курилов И.П., Аксёнов В.В., Слепов В.В., Лукин Н.С., Локтионов А.Я., Нефёдов Е.Л.; 3-й ряд: Талонкин М.А., Субочев В.И., Емельянов Н.А., Шкаликов А.М., Кошелев Л.В., Бондарев Ю.И., Жданов Н.Д., Шаповалов Г.Ф., Журавлёв А.М., Цветков Н.Т.. Ляхин Г.Л., Янкевский В.Н.).


Красная площадь. 40 лет Победы в ВОВ (2-й справа г/п-к Максимов А.А., нач. ГУКОС), 1885 год

В президиуме торжественного собрания слева направо В.Р. Ященко, генерал-полковники Г.С Титов, Б.Е. Бызов, генерал армии В.Н. Лобов, генерал-майор И.В. Болтовский


На командно-штабном учении в ПрикВО, 1986 г. (слева направо второй – п-к Дроголев Г.А., п-к Лосев А.И., г/п-к Бызов Б.Е.)

В конце 1960 и начале 1970 годов, когда с появлением и постановкой на боевое дежурство Ракетных войск стратегического назначения, крылатых ракет воздушного и морского базирования, космических средств специального назначения, перед Военно-топографической Службой и Военно-топографическим управлением ГШ ВС СССР встали большие, революционные задачи стремительного развития топогеодезического обеспечения войск.
В 1977 году во исполнение Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР приказом министра обороны СССР на Военно-топографическое управление Генерального штаба была возложена новая важная задача, имевшая приоритетное государственное значение, – организовать серийное производство цифровых карт местности (ЦКМ) для разрабатываемых крылатых ракет (КР) воздушного, морского и наземного базирования.
Генератором всех идей по этой проблеме в целом, главным организатором и координатором их реализации при решении сложнейших научно-технических и организационных задач, был начальник Военно-топографического управления ГШ генерал-полковник Б.Е. Бызов. Он сплотил руководителей, учёных, специалистов, весь личный состав Управления и направил его научный потенциал, знания, опыт и инициативу на решение этой главной задачи. Бызов Борис Ефимович – в высшей степени талантливый, ответственный и целеустремлённый руководитель, государственный человек.
За участие в разработке и эксплуатации двух космических комплексов и создание фотограмметрического комплекса «Аналит» 3 ноября 1980 года генерал-лейтенанту Бызову Б.Е. в числе других авторов была присуждена Государственная премия СССР.
За особые заслуги в подготовке и организации надёжного картографического обеспечения систем навигации крылатых ракет, впервые в истории Военно-топографической службы, Бызову Борису Ефимовичу 22 февраля 1983 года было присвоено звание генерал-полковника.
За организационное руководство работами по созданию Атласа офицера 1984 года в качестве председателя редакционной комиссии ему была присуждена премия имени Ф.Н.Красовского.
20.6.1989 года генерал-полковник Бызов Б.Е. был уволен с действительной военной службы в отставку (по возрасту).

У стен Кремля. С г/п-ком Илларионовым И.В., помощником МО СССР Устинова Д.Ф., 1988 год

Генерал-полковник Бызов Б.Е., обладая высокой военно-специальной подготовкой и богатым 15-летним опытом руководства Топографической службой ВС СССР и ВТУ ГШ, был самым авторитетным и заслуженным начальником Топографической службы ВС за все время её существования. На всех занимаемых должностях за полувековой срок службы в армии Бызов Б.Е., беспредельно преданный Службе и Родине, отдавал все свои знания, силы и опыт развитию Военно-топографической службы ВС СССР. Его отличительными чертами являлись прежде всего высокая эрудиция, общая и особенно военная культура, которые проявлялись в широте и глубине подхода ко всем вопросам работы, в речи, поведении, отношении к людям. Стилю его работы были всегда присущи высокая ответственность за порученное дело, великолепное понимание перспектив Службы и творческий подход к решению сложных задач, глубокое знание звена руководящего состава Службы и умение правильно расставлять людей и опираться на коллектив, настойчивость и целеустремлённость. Для военных топографов он остаётся образцом трудолюбия, организаторских способностей, новаторства, глубины и широты диапазона перспективного мышления, предвидения предстоящих событий, пунктуальной исполнительности и человечности.

Генерал-полковник Бызов Б.Е. пользовался большим авторитетом и уважением как у руководства Министерства обороны и Генерального штаба ВС СССР, так и в частях Военно-топографической службы. Он стал личностью легендарной в военно-топографических частях, картографических предприятиях, организациях и НИИ не только Советского Союза, но и ряда других стран. Большой его заслугой стало значительное увеличение численности офицерского состава ВТС (на 1000 человек) для решения новых задач. Были значительно укреплены офицерским составом нужных специальностей 29-Й НИИ, 38-й АФТО, сформирован новый 185-й ЦАФГО, в ВТУ ГШ создан 10-й отдел и введена ещё одна должность заместителя начальника Управления. Части Службы преобразились, они были оснащены новой современной техникой и приборами. В целом ВТС ВС СССР поднялась на качественно новый уровень своего организационного и научно-технического развития, вырос её авторитет и значение, что позволило успешно осуществлять топогеодезическое обеспечение Вооружённых Сил Страны. Эти достижения ВТС и являются главным итогом полувекового служения стране и народу генерал-полковника Бызова Бориса Ефимовича.

После завершения действительной военной службы Борис Ефимович Бызов в течение нескольких лет трудился в 29-м НИИ МО на должности старшего научного сотрудника, продолжая работу по совершенствованию топогеодезического обеспечения ВС, а также писал научные статьи в периодические издания и работал над воспоминаниями.
За заслуги перед Отечеством генерал-полковник Бызов Б.Е. был награждён орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды (тремя), Отечественной войны 2-й степени, а также медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и многими другими. Доктор наук в области информационных технологий, профессор, академик Международной Академии информатизации, постоянный член Коллегии Главного управления геодезии и картографии при Совете Министров СССР, Почётный геодезист СССР.

Генерал-полковник Бызов Борис Ефимович, достигнув в 2010 году 90-летия, до последнего дня не терял связи с Военно-топографическим управлением ГШ, активно участвовал в жизни и деятельности Совета ветеранов ВТУ ГШ, будучи его почётным председателем.


15 сентября 2010 года, в день 90-летия Бызова Б.Е.


Отчётно-выборное собрание Ветеранской организации ВТУ ГШ (сидят: г/м-р Живичин А.Н., г/м-р Кунченко А.Г., п-к Минеев Н.Н. г/л-т Хвостов В.В., п-к Седов В.Н., г/п-к Бызов Б.Е., г/м-р Рыльцов С.А., г/л-т Максимов И.И.. г/м-р Елюшкин В.Г. и п-к Рыженко А.Г.), 11 февраля 2009 года
  
Прибытие генерал-полковника Бызова Б.Е. на торжества С правнуком Максимом

Празднование 200-летия ВТУ ГШ 10.2.2012 года (слева направо - контр-адмирал Козлов С.В., генерал-полковник Бызов Б.Е., генерал-полковник Салюков О.Л., 5-й слева – лётчик-космонавт Савиных В.П., генерал-лейтенант Максимов И.И.)

Умер Борис Ефимович Бызов 4 ноября 2012 года и похоронен на Троекуровском кладбище города Москвы.

 
Могила Бызова Бориса Ефимовича


Вход на Троекуровское кладбище